Блог записей

Стрелочные переводы: виды, особенности, назначение

Стрелочным переводом называют железнодорожное устройство, которым оснащаются пути. Используется оно для перевода составов на другие ветки. Всего есть несколько задач, для которых применяют жд переход:

  • Разветвление линии.
  • Объединение двух и более колей, проходящих параллельно.
  • Стыкования пересекающихся или параллельных путей.

Теперь разберёмся, зачем нужны стрелочные переводы, учитывая, что покупка и монтаж – это затраты.

Главный плюс, который дают переводы – это как раз экономия. Реализовав такие несложные технические решения на пути следования поездов, можно уменьшить затраты на прокладку самих путей.

Просто представьте, что было бы, не будь таких удобных решений. Даже для того, чтобы пригнать из пункта А в пункт Б банальную вагонетку, нужно было бы строить окружной маршрут.

Стандартизация

Для железнодорожных стрелочных переводов действует единый международный стандарт NMRA. Он устанавливает различные размеры. Также в нём указано, сколько в дюймах проходит основной путь для увода дополнительного на один дюйм.

Некоторые производители используют для обозначения стрелочных переводов классификацию в радиусах (мм). Параллельно может применяться классификация по углам кривых. Поэтому в NMRA используются все эти варианты.

Разновидности и их отличия

Итак, разберёмся, какими же бывают переводы на железнодорожных путях. Они могут быть как одиночными, так и делящими колею на отдельно идущие две линии. Второй тип, в свою очередь, можно разделить на следующие подвиды:

  • Обыкновенные, в которых один вектор прямолинейный.
  • Симметричные. В них два и более направления имеют отклонения с общими углами и радиусами.
  • Несимметричные, где разветвления могут смотреть в разные стороны или идти в одну.

Ещё переводы могут быть перекрёстного типа. Такие устанавливают в зонах, где колеи пересекаются под каким-нибудь углом. Они, свою очередь, тоже имеют несколько разновидностей. Вот самые распространённые:

  • Одиночного типа с двумя комплектами остряков и аналогичным кол-вом механизмом управления. По любой из четырёх веток состав может пройти прямо. Ещё пара из четырёх позволяет пройти с поворотом.
  • Двойного типа с парой систем контроля или тупых\остроугольных крестовых систем. Наборов участков в этом случае также будет четыре.

Сама механическая часть может быть более и менее сложной. Зависит от модели и того, насколько она современная. В целом же стрелочный перевод имеет достаточно простую конструкцию. В неё входят крестовины, контррельсы, пути, соединяющие их, механизмы для запуска рамных рельсов и\или остряков, основание (плиты, рама и брусья).

В качестве альтернативы, там, где повернуть нужно только отдельный локомотив или вагон, может применяться поворотный круг либо поперечная тележка. Такие решения актуальны для реализации в цехах или на веерных депо. Однако в случаях, когда нужно изменить направление целого состава с большим количеством вагонов, такие варианты не применяются.

Закрыть меню