Блог записей
Для чего нужна дефектоскопия рельсов
При эксплуатации железнодорожного полотна самые большие нагрузки испытывают рельсы. Вибрации, ударные и статические нагрузи при движении поездов, перепады температуры — все это провоцирует деформацию рельсов, приводит к образованию трещин, выкрашиванию шейки рельса, коррозию подошвы.
Если проблему вовремя не заметить, возможен разлом рельсов и схождение с пути состава во время движения. Выявить дефекты на начальной стадии и избежать аварийной ситуации, а с ней и прямых убытков, связанных с повреждением самих вагонов, перевозимых товаров, оборудования или сырья, а также косвенных, вызванных задержкой логистики, позволяет дефектоскопия рельсов.
Что такое дефектоскопия рельсов и для чего она нужна
Дефектоскопия — это один из видов исследования рельсов на их соответствие техническим требованиям. Выполняется при помощи методов неразрушающего контроля, которые позволяют быстро исследовать протяженные участки пути. Например, магнитные дефектоскопы способны сканировать состояние рельсов и выявить дефекты при движении на скорости до 70 км/час. Еще одна особенность — можно увидеть скрытые дефекты, такие как усталость, внутренние пустоты и трещины без физического разрушения (сверления или распила) рельсов.
Дефектоскопия подходит для выявления дефектов:
- отслоение и выкрашивание металла на поверхности катания, на боковой выкружке головки;
- пробуксовка рельсов;
- внутренние пороки: пустоты, трещины;
- поперечные трещины и изломы;
- закалочные трещины;
- вертикальное и горизонтальное расслоение металла в головке;
- трещины в шейке;
- изменение химического состава стали из-за усталости металла;
- трещины, выколы, коррозия подошвы;
- трещины сварного шва и др.
Когда и как часто проводить дефектоскопию рельсов
Цель дефектоскопии — выявить возможные дефекты и их распределение, обеспечить безопасность движения составов по железной дороге. Исследование проводится на этапе производства рельсов, перед вводом в эксплуатацию, а также на эксплуатируемых путях.
Согласно требованиям Роспотребнадзора, дефектоскопия рельсов для путей необщего пользования необходима:
- после строительства или реконструкции подъездных железнодорожных путей;
- для подъездных путей предприятий, которые выполняют подвоз горючих или опасных материалов: два раза в год или чаще;
- для остальных путей необщего пользования — один раз в год.
Также дефектоскопия путей необходима при появлении повышенных вибраций, пробуксовок, а также дефектов, которые заметны визуально.
Методы исследования
В России распространены такие методы неразрушающего контроля рельсов:
- визуально-акустический. При обследовании рель осматривается на наличие трещин, темных полос, выкрашивания, подозрительные участки проверяются щупом. Для осмотра подошвы, а также нижних граней головки используется зеркало). Также рельс обстукивается, а дефекты выявляются по звуку;
- магнитный и вихретоковый метод. Суть метода в том, что неоднородность (трещина, пустота) внутри металла искривляет магнитное поле, наведенное извне. Это искривление фиксирует специальный прибор. Метод позволяет проводить исследования при низких температурах и на высоких скоростях (тележка с дефектоскопом может двигаться до 70 км/час или более). Не подходит для выявления дефектов подошвы, шейки, болтовых стыков.
- ультразвуковая дефектоскопия рельсов. В основе технологии — способность трещин и пустот снижать акустическую проницаемость материала. Дефектоскоп излучает зондирующие звуковые импульсы и регистрирует отраженный сигнал (эхо-метод) или амплитуду (зеркально-теневой метод). Самая точная технология. Позволяет на ранней стадии выявить даже незначительные дефекты головки, шейки и подошвы рельса.
Услуги дефектоскопии рельсов в Воронежской области и других регионах России выполняет компания Феррум. Больше узнать о нашем оборудовании и возможностях можно по телефону или на странице ferrum-vrn.ru.