Блог записей

Виды и назначение контррельсов

Безопасность железнодорожных перевозок сильно зависит от качества обслуживания и складывается из множества деталей. Один из таких элементов — контррельсы. Что это такое, какие бывают? Когда оправдана их установка и нужны ли они везде?

Что такое контррельс и когда нужна его установка

Охранный рельс или контррельс — это простая по сути, но надежная система, значительно повышающая безопасность на железной дороге. Технически контррельс — это рельс (также может быть использована металлическая пластина, уголок), уложенный внутри колеи параллельно основным рельсам железнодорожного полотна. Фактически это резервная опора, которая в аварийных ситуациях удерживает колесную пару на заданной траектории, физически препятствуя ее смещению. Основная задача — предотвратить схождение состава с рельсов на опасных участках:

  • в месте пересечения стрелочных переводов;
  • на железнодорожных мостах и виадуках;
  • в местах проезда под автомобильными путепроводами и транспортными развязками

Также контррельсы используются в пунктах переоборудования вагонов с колеи 1520 мм на 1435 мм, устанавливаются на некоторых скоростных магистралях, где поезда движутся на предельных скоростях порядка 300 км и более. На кривых с радиусом меньше 250 м дополнительно система снижает износ гребней колесных пар.

Учитывая, что контррельсы предназначены не для вертикальных, а для боковых опрокидывающих нагрузок, используется особая система крепления. Некоторые цельнолитые контррельсы изготавливаются со специальными выступами, которые заходят под путевой рельс. Благодаря такой конструкции подвижный состав своим весом создает усилие, которое препятствует смещению контррельса и позволяет выдержать боковую нагрузку.

Виды контррельсов

С 2014 года действует единый ГОСТ Р 55497-2013, в котором описаны виды контррельсов.

По назначению контррельсы бывают:

  • рабочий. Такой контррельс устанавливается на сложных участках, на кривых небольшого радиуса (250-300 м). Он не только защищает от схождения с колеи, но и воспринимает боковые нагрузки от колес, которые идут по внутренней стороне на изгибе пути. Такая система предотвращает износ реборды внешних колес состава, а также внешнего путевого рельса. Обычно, контррельс размещается на единой стулчатой подкладке вместе ходовым рельсом. Крепится вертикальным болтом и крепежной планкой;
  • стрелочный контррельс устанавливается в местах стрелочных переводов и на переездах. Его задача — удержать колесную пару на нужной траектории и предотвратить удар реборды о крестовину;
  • охранный контррельс устанавливается на мостах, а также на путях под эстакадами. В случае аварийной он удерживает поезд на заданной траектории и предотвращает его столкновение с опорами, а также возвращает обратно на колею для безопасного прохождения через мост.

Контррельсы разливаются по конструкции. Согласно гостам, это может быть:

  • изготовленный из обычного рельса Р50, Р65, Р75 с загнутыми краями. Допускается использование на стрелочных переводах;
  • контррельсы РК 50, РК65, РК75;
  • уголок СП 850.

Контррельсы изготавливаются цельнолитыми из углеродистых марок стали, в том числе марганцовистой стали. Больше узнать о контррельсах и их монтаже, получить смету можно на странице компании Феррум ferrum-vrn.ru.

Закрыть меню