Блог записей

Железнодорожные тупики: функции и разновидности

В сравнении с другими участками жд путей тупиковые ответвления имеют второстепенное значение, но недооценивать их роль не следует. Тупики являются важным и неотъемлемым компонентом железнодорожного хозяйства. К этой категории относятся любые участки колеи, которые соединены с другими путями только с одной стороны. На дальнем конце ж/д тупика обычно располагают специальный упор безопасности, способный эффективно воспрепятствовать съезду вагонов на не имеющий рельсов финишный участок насыпи.

Виды железнодорожных тупиков

В зависимости от назначения и особенностей эксплуатации принято выделять следующие разновидности тупиковых участков ж/д путей:

  •  Вытяжные или маневровые тупики. Обычно их располагают вблизи или непосредственно на грузовых и пассажирских станциях, и применяют для формирования составов. Работой сцепщиков вагонов и машиниста маневрового локомотива по рации или громкой связи руководит диспетчер железнодорожного узла.
  •  Ж/д тупики для погрузки и разгрузки вагонов. Данный вид путей может располагаться на территории производственных предприятий, складских комплексов или локальных специализированных площадок, оснащенных необходимым грузоподъемным оборудованием.
  •  Технические тупики для осмотров и обслуживания подвижного состава. Специально построенные для этой цели участки пути применяются, если необходимо выполнить сервис систем локомотива, а также произвести уборку, очистку и дезинфекцию вагонов.
  •  Станционные оборотные тупики ‒ пути, предназначенные для изменения направления движения поездов. Обычно расположены на конечных станциях железной дороги, и, к примеру, играют важную роль при организации движения местных электропоездов. Такие составы имеют переднюю и заднюю кабину. Перед тем как снова отправиться в путь, бригаде машинистов достаточно просто перейти в начало поезда.
  •  Предохранительные и улавливающие тупики ‒ железнодорожные пути, являющиеся важным компонентом системы безопасности движения. Такие сооружения имеют особую конструкцию и применяются для отвода с основной магистрали и принудительного экстренного торможения составов, потерявших управление.

Учитывая различия в назначении и выполняемых функциях, тупики и установленные на них упоры безопасности могут существенно отличаться конструкцией. Все эти особенности учитываются и прописываются в проекте строительства тупиковых ответвлений пути.

Конструктивные особенности тупиковых упоров

Обязательным элементом технического оснащения всех видов тупиков являются финишные упоры. Эти конструкции способны принять на себя удар выехавшего за пределы разрешенной зоны состава и полностью остановить его, либо вынудить максимально сбросить скорость, чтобы минимизировать возможные последствия происшествия. Различают следующие виды исполнения железнодорожных тупиковых упоров:

  • Массивные бетонные конструкции.
  • Деревянные путевые упоры.
  • Стальные упорные сооружения ударного и безударного типа.
  • Тупики тоннельного вида.

Большинство конструкций тупиковых упоров включают в себя три основных составляющих: каркас, ударную часть и брус амортизатор. Кроме того, для эффективного сброса скорости составов, потерявших управление, предохранительный тупик на ж/д строят с обратным уклоном пути и оснащают дополнительной балластной подушкой ‒ тормозящей тупиковой призмой.

Где заказать проектирование и строительство ж/д тупика

Надежность и эксплуатационные характеристики всех видов железнодорожных путей всецело зависят от параметров разработанного проекта и качества его реализации на практике. Компания «Феррум» работает в этой сфере более 10 лет и демонстрирует профессиональный подход к решению любых поставленных задач. Нам можно заказать строительство и ремонт ж/д тупиков любого назначения и типа конструкции, и результат гарантированно оправдает все ваши ожидания. Телефон для справок и консультаций 8 (473) 206-82-43. Обращайтесь!

Закрыть меню