Блог записей
Разновидности, габариты, стандарты железобетонных шпал
В этом материале мы расскажем о том, что такое жб шпалы, какими они бывают. Обсудим их особенности и применение. Стоит сказать, что это изделие за долгие годы существования железных дорог изготавливали из самых разных материалов. Например, камня или просмоленного для защиты от влаги дерева. Однако оба варианта со временем требовали замены. Учитывая протяженность ж\д путей, это получалось накладно.
Шпала из бетона армированного стальным прутом намного прочнее и практичнее. Потому её применяют даже в строительстве. При создании такой продукции производитель придерживается установленной стандартами технологии, размеров и иных параметров, важных для конечного потребителя.
Теперь разберёмся, какие виды железобетонных шпал выпускает промышленность, и в чём их различия. Их делят на два сорта:
- Первый – высокие требования к прочности, габаритам и геометрии.
- Второй – меньше стойкость к появлению трещин, геометрические параметры соблюдаются менее строго.
Следующая важная характеристика – тип крепления рельс:
- Раздельное клеммно-болтовое. Фиксируется на болт с прокладкой. Помечается Ш-1.
- Нераздельное, Ш-2.
- Ш-3 – аналог Ш-2, но иного типа по креплению.
Также классификация железобетонных шпал включает их электроизоляцию. Соответственно, они могут быть как полностью изолированными, так и без специальных изолирующих вкладышей.
Поговорим о плюсах
Если человечество выбирает какую-то технологию или материал из нескольких вариантов, значит, в этом есть смысл. Безусловно, с ЖБ шпалами было точно так же. Они превосходили аналоги из камня и дерева по ряду важных параметров. Разберёмся, каким именно:
- Простота изготовления, которая обусловила дешевизну. Дешёвое сырьё существенно упростило задачу промышленности.
- Стойкость к высокой влажности, гниению, грибку. Нет нужды в дополнительной пропитке, которая требуется дереву.
- Долговечность материала обеспечивает возможность использовать его в течение многих лет без необходимости ремонта и/или замены.
- Стойкость к низким температурам, характерным для ряда климатических зон нашей страны, а также к температурным перепадам.
- Механическая прочность изделий. Они без труда выдерживают значительные нагрузки.
- Простота монтажа. Удобство погрузочно-разгрузочных работ.
- Нет больших затрат на обслуживание в течение всего срока эксплуатации.
Теперь о габаритах и массе изделий. У стандартной железобетонной шпалы вес составляет 260 кг. Длина – 2700 мм. Ширина – 300 мм. Высота в разных точках – от 145 до 230 мм.
Учитывая размеры и тяжесть, для монтажа применяется специальное механизированное оборудование. Современные шпалоукладчики позволяют выполнить комплекс работ не только оперативно, но и без погрешностей. Монтаж осуществляется только на подготовленную поверхность, где на слой грунта насыпают песок и щебень. Это обеспечивает устойчивость и долговечность. Регулярная диагностика ж\д путей важна для безопасности эксплуатации.