Блог записей

Виды и габариты деревянных шпал для железных дорог

Железнодорожные деревянные шпалы – изделия, представляющее собой брусья, укладываемые на балластный слой железнодорожного пути. Именно они принимают на себя давление, которое состав оказывает на рельсы. Шпалы различных типов применяются при укладке не только путей «классических» железных дорог, но и трамвайных линий, метро, подвижных кранов и т.д.

Материалы для изготовления и обработка

Порода используемой древесины выбирается в зависимости от региона. В различных странах в зависимости от географических особенностей это может быть дуб, красный клён или даже эвкалипт. В России применяют преимущественно ель, кедр, лиственницу, сосну. Чтобы продлить срок службы шпал, применяются специализированные антисептические составы. С их помощью можно обеспечить защиту древесины от гниения. Служат изделия долго. Если выбрана качественная древесина, то возможна эксплуатация в течение нескольких десятилетий, что обеспечивает дополнительную экономическую выгоду.

Преимущества шпал из дерева

Если сравнивать их с аналогами из бетона и других материалов, деревянные шпалы отличаются несколькими важными особенностями:

  • Естественная упругость, характерная для дерева;
  • Простота обработки;
  • Материал является диэлектриком;
  • Обеспечивается хорошее сцепление со щебёнкой, используемой в качестве балластного слоя;
  • Стойкость к перепадам температур.

Также подобные изделия легче транспортировать для укладки, чем аналоги, выполненные из бетона.

Типы шпал по стандарту

При изготовлении деревянных шпал применяется Госстандарт 78-2004, регулирующий их классификацию в зависимости от типа путей и методов обработки материала. Пути поделены на пять классов, зависящих от скорости движения поездов, нагрузки, а также назначения железной дороги. Вот их основные особенности и отличия

  • Пути 1 и 2 классов – это высоконагруженные и высокоскоростные железнодорожные линии, которые позволяют перемещать составы на скорости свыше 100 км/ч. Грузонапряженность таких долг может превышать 5млн. тонн-км.
  • Пути с классом 3 и 4 – подъездные и иные линии для промышленных целей. Применяются на сортировочных станциях, тупиках и прочих инфраструктурных объектах.
  • 5 класс представляет собой вывозные и маневровые пути с невысокой среднесуточной нагрузкой.

В соответствии с классом железной дороги производятся железнодорожные шпалы четырёх типов. Для магистральных железных дорог классов 1 и 2 выпускают шпалы типа I. Соответственно, II применяют для классов 3 и 4, а III – для пром. объектов и тупиков.

Также действующие в нашей стране стандарты регулируют классификацию формы сечения и методы обработки дерева для изготовления шпал:

  • Необрезные. На таких шпалах снимают противолежащие грани.
  • Полуобрезные – без одного из углов сечения.
  • Обрезные – шпалы, профиль которых имеет правильную квадратную форму.

Также стандартом установлены габариты деревянных шпал – длина, ширина, сечение изделия. На территории РФ стандартизована колея шириной 1520 мм. Поэтому для всех шпал установлена единая длина, составляющая 2750 мм. Узкоколейки мы не учитываем. Они давно изолированы от основной сети, и постепенно заменяются стандартными железными дорогами.

Однако прочие характеристики, такие как форма сечения, высота или ширина, различны для шпал, используемых на разных участках ж\д полотна. Учитывается множество факторов. Это загруженность, динамические нагрузки, скоростной режим движения составов, а также общее назначение отрезка ж\д.

Так для первого (I) типа установлены параметры 180 х 250 при h = 150 мм. Соответственно, для II типа это 160 х 230 и h 130 мм. Для типа III – 150 x 250, h 105 мм.

Следует уточнить, что ширина шпалы – важный параметр. От неё зависит фрикционное взаимодействие с балластным слоем и определяется, какой будет площадь контакта. Если это не учитывать, то при распределении нагрузки на рельсы, возможны деформации. Форма и высота используемого деревянного профиля влияют на то, как шпальный брус будет оказывать сопротивление изгибающим нагрузкам.

Закрыть меню