Блог записей
Что такое балластная призма. Типы, применение, особенности
Так называемая балластная призма — это специальный слой для обустройства железнодорожных путей. Обустраивается он с применением материалов, обладающих рядом важных свойств. В частности, упругостью, морозостойкостью сыпучестью и способностью эффективно проводить воду. Являясь частью верхнего строения пути, балластная призма принимает на себя значительную нагрузку, передаваемую через рельсы и шпалы от железнодорожных составов.
Виды материалов для балластного слоя
Существует несколько вариантов решений для устройства железнодорожной балластной призмы:
- Щебневый слой.
- Гравийная насыпь.
- Чистый качественный песок.
- Щебеночно-песчаная смесь, изготовленная из отсевов дробления серпентинитов.
- Смесь щебня, насыпаемая на песчаную подушку.
Самым надёжным традиционно считается балласт из щебёнки, для которого применяют диориты, граниты и другие г8орные породы. Так как щебень имеет острые края, обеспечивается защищенность от сдвига, улучшается сцепление со шпалами. Такой материал долговечен и прочен. Отличается электроизоляционными свойствами, обеспечивает эффективный дренаж.
Раньше часто использовали асбест. Точнее, отходы производства на асбестовых предприятиях. Такая песчано-гравийная масса с волокнами асбеста позволяет создать прочную корку, которая нужна для балластировки на главных путях. Однако есть у асбестового балласта и объективные минусы:
- Невозможно использовать повторно после очистки. В этом плане щебень удобнее.
- Во время ремонта огромное количество асбестового материала приходится утилизировать. Учитывая экологические нормы, это непросто.
- Если небольших частиц много, а асбестовых волокон не более 1%, качество и эффективность такой призмы низкая.
Добавим, что асбестовый материал значительно пылит. Во время погрузочно-разгрузочных работ и укладки приходится обеспечивать дополнительную защиту рабочих.
Назначение балластной призмы
Особенности применения балластного слоя при обустройстве железнодорожной колеи нельзя свести только к восприятию и распределению давления на грунт. Есть и немало других пунктов:
- Безопасность работы электроцепей, благодаря низкой электропроводности.
- Смягчение механических ударов при движении поездов.
- Водоотведение с земляного полотна. Защита как от пересыхания верхнего слоя, так и переувлажнения. Соответственно, сохраняется несущая способность. В зимнее время обеспечивается защита от пучения грунта.
- Благодаря балластному слою, пути можно выправить как в плане, так и в профиле.
- Рельсошпальная решётка постоянно находится в стабильном положении, независимо от интенсивности эксплуатации участка.
Поэтому использование железнодорожной балластной призмы является логичной необходимостью. Важно правильно выбрать материал, не экономя на его качестве.