Блог записей

Что такое балластная призма. Типы, применение, особенности

Так называемая балластная призма — это специальный слой для обустройства железнодорожных путей. Обустраивается он с применением материалов, обладающих рядом важных свойств. В частности, упругостью, морозостойкостью сыпучестью и способностью эффективно проводить воду. Являясь частью верхнего строения пути, балластная призма принимает на себя значительную нагрузку, передаваемую через рельсы и шпалы от железнодорожных составов.

Виды материалов для балластного слоя

Существует несколько вариантов решений для устройства железнодорожной балластной призмы:

  • Щебневый слой.
  • Гравийная насыпь.
  • Чистый качественный песок.
  • Щебеночно-песчаная смесь, изготовленная из отсевов дробления серпентинитов.
  • Смесь щебня, насыпаемая на песчаную подушку.

Самым надёжным традиционно считается балласт из щебёнки, для которого применяют диориты, граниты и другие г8орные породы. Так как щебень имеет острые края, обеспечивается защищенность от сдвига, улучшается сцепление со шпалами. Такой материал долговечен и прочен. Отличается электроизоляционными свойствами, обеспечивает эффективный дренаж.

Раньше часто использовали асбест. Точнее, отходы производства на асбестовых предприятиях. Такая песчано-гравийная масса с волокнами асбеста позволяет создать прочную корку, которая нужна для балластировки на главных путях. Однако есть у асбестового балласта и объективные минусы:

  • Невозможно использовать повторно после очистки. В этом плане щебень удобнее.
  • Во время ремонта огромное количество асбестового материала приходится утилизировать. Учитывая экологические нормы, это непросто.
  • Если небольших частиц много, а асбестовых волокон не более 1%, качество и эффективность такой призмы низкая.

Добавим, что асбестовый материал значительно пылит. Во время погрузочно-разгрузочных работ и укладки приходится обеспечивать дополнительную защиту рабочих.

Назначение балластной призмы

Особенности применения балластного слоя при обустройстве железнодорожной колеи нельзя свести только к восприятию и распределению давления на грунт. Есть и немало других пунктов:

  • Безопасность работы электроцепей, благодаря низкой электропроводности.
  • Смягчение механических ударов при движении поездов.
  • Водоотведение с земляного полотна. Защита как от пересыхания верхнего слоя, так и переувлажнения. Соответственно, сохраняется несущая способность. В зимнее время обеспечивается защита от пучения грунта.
  • Благодаря балластному слою, пути можно выправить как в плане, так и в профиле.
  • Рельсошпальная решётка постоянно находится в стабильном положении, независимо от интенсивности эксплуатации участка.

Поэтому использование железнодорожной балластной призмы является логичной необходимостью. Важно правильно выбрать материал, не экономя на его качестве.

Закрыть меню